Житель Череповецкого района Сергей Токарев, который с 14 лет занимается разработкой и созданием лодок, как ни странно живет вдали от реки. Суда собственного изготовления стоят на траве рядом с его скромным домом поблизости от деревни Надпорожье. «Река должна быть в мозгах», — объясняет лодочник, показывая тетрадь с чертежами, по которым он смастерил уже более 30 лодок. Свои творения, от классических «долбленок» до греческих парусников, Токарев выставляет на ежегодном профессиональном празднике в Устье, предоставляет их музеям и съемочным группам, возит на исторические фестивали и просто дарит близким. Корреспондент cherinfo.ru поинтересовался у прославленного лодочника, по какому течению он ходит и почему принципиально не превращает ремесло в бизнес.

— Сергей, вы занимаетесь не самым распространенным делом, как вы пришли к созданию лодок?

— В детстве у меня была раскраска, я ее храню до сих пор, и там был крейсер. Маленьким я водил пальцем по этой раскраске и всегда останавливался на боевой рубке. Так получилось, что служил я на флоте и попал именно в эту рубку. Обычно у таких военных кораблей четыре башни главного калибра, а в раскраске был корабль с тремя. Удивительно, но тот корабль, где я служил, тоже имел три башни, четвертую когда-то спилили. Уже в детстве я рисовал себя с бородой, и это тоже стало реальностью. Я думаю, что есть у меня предрасположенность. Раньше ведь все в деревнях делали лодки, они считались основным средством передвижения. Я посчитал, что это для меня, но не просто лодки делать, а программа должна быть. Я начал с долбленых лодок, потом стал делать «дубас». Это от слова дуб: ты делаешь «дубас», то есть дубасишь лодку из осины. Также я делаю небольшие лодки, малые формы, их набралось уже больше 60 экземпляров.

— Как выглядит процесс создания лодки?

— Любовь к этому делу настолько переполняет мой мозг, что я этим занимаюсь постоянно. Меня прет настолько, что я ничего не успеваю. Мне подарили папку тетрадок, весь стол у меня в тетрадках, и я первым делом стараюсь все проекты сбросить на бумагу. Зарисовать минимум или сразу сделать заготовку, чтобы это меня не терзало. Когда сделал, вроде сразу успокоился. Это ведь не просто лодки. Я придумал фигуру «Мечта рыбака». Каждый рыбак мечтает поймать большую рыбу, и я сделал большую деревянную рыбу под лодкой. Но пока вы ловите маленькую рыбу, все нормально. А если рыба — это деньги? Это же куча проблем! Если вы не готовы к большой рыбе, то вас захлестнет просто водой. Каждая лодка у меня со смыслом, и про каждую я могу рассказывать бесконечно.

— Вы намеренно не превращаете это в бизнес?

— Это для меня хобби, и я лодки не продаю. Никто не оценит их толком, я и сам не могу сказать, сколько каждая стоит. Нигде подобных лодок нет. Может быть, они ничего не стоят, а может быть стоят очень много. Плюс когда лодка попадает в частную коллекцию, ее просто никто не увидит. А у меня задача — раскрыть тему, проникновение культур. Считаю, что это не только мое достояние. Я мог бы, конечно, делать типовые лодки и продавать их, но я двух одинаковых лодок еще не создавал. Да, давно был бы с деньгами, если бы наладил технологию и все тут забором железным обнес. Ну, а если меня прет? Я вот всем желаю, чтобы перло. Вот ты будешь эту статью писать, я искренне желаю, чтобы ты кайф получал от того, что делаешь. Это же переосознание, появление новых идей! Это сказка целая — создание лодки!

— Какие лодки вам особо запомнились?

— Вот сделал греческую лодку. Она стоит в Кириллове у кафе, привлекает внимание. Ее туристы фотографируют на фоне монастыря и спрашивают не про монастырь, а про лодку. Некоторые специально ко мне приезжают, чтобы я им рассказал про нее. Это и для кафе неплохо — клиенты идут, и мне хорошо. Сам факт попадания в музейное объединение Кириллова — это престижно. Есть лодка с резными рыбами. На них встаешь, качаешь ногами, рыба машет хвостом, лодка плывет. Можно и без рыб, веслами грести. Есть лодка на колесах, она может ехать под парусами. На таких лодках князь Олег с дружиной пересекли Чёрное море. Она на парусе идет прямо по дороге, ее при хорошем ветре не остановишь. Колеса не снимаем, она с ними и по воде плывет, они ее стабилизируют. Супруге на день рождения я сделал десятиметровую лодку. Не один год делал. Жена сказала, лучше бы в ресторан сводил. Но потом поняла. Вот лодка для перевозки раненых. Сейчас выносят с поля боя на носилках с ручками, у МЧС такие же есть носилки. А раньше их не было, были лодки — можно и с поля вынести, и по воде раненого доставить. Это лодки чуть больше размера тела. Целые заводы такие лодки делали, вот и я сделал. В войну вообще много интересного было. Партизаны из тростника лодки делали: соединяли две плащ-палатки, переплывали реку, тростник раскидали и дальше пошли. Вот лодка длинная, она на самом деле выглядит невзрачно и некрасиво, но так они и выглядели. Это семейная лодка. Рулевой сзади стоит с шестом. Слышали слово «шествовать»? Это значит отталкиваться шестом, это «водное» слово. В нос такой лодки клали кусок железа или глину сырую, прямо там жгли костер. Раньше как на велосипедах на них ездили, просто садились и ехали, чувствовали баланс и не переворачивались.

— На фотографиях в ваших альбомах деревянные баржи и судоверфи, вы заимствуете что-то из технологий более крупного судостроения?

— Мы ведем исследовательскую работу, баржи ищем в Кирилловском районе. На баржах перевозили трактора. Если, к примеру, на деревянный дом заедет трактор, то дом упадет, а баржа держала по шесть тракторов, и она плыла, не пропускала воду. Какова ее конструкция? Вот это очень интересно! Мы ищем старых мастеров, старые судоверфи, поднимаем в музеях экспонаты по этой тематике, чтобы проследить исторические цепочки. В Вологодской области немало интересных мастеров, но они часто никому не известны, ни в каких конкурсах не участвуют. Они делают лодки для себя. У нас небольшой неформальный клуб исторической лодки «Пантелеймон». Мы вместе проводим спуски на воду. Это праздник настоящий. Одно дело — ты втихаря радуешься, а можно пригласить всех друзей и знакомых, даже школьных товарищей, и устроить праздник. Мы показываем, что это не просто воссоздание исторических реалий, а лодка реально держится на воде. На моих лодках можно даже путешествовать. Но любая лодка должна иметь достойного капитана.

— При создании лодки вы используете аутентичный инструмент или все-таки сверлите дрелью и пилите электролобзиком?

— Конечно, я использую современный инструмент, хотя исторический у меня тоже есть. Раньше работа с деревом была очень трудоемкой. Более того, раньше все деревянное было, найти подкову считалось счастьем, так как железа не было вообще. Сейчас я использую саморезы, использую гидроизоляционный материал для крыши, нагреваю его, и он законопачивает швы. Самая большая проблема, которая и раньше была, и осталась сейчас, — это древесина. Очень сложно найти подходящее дерево, особенно если лодка долбленая и состоит из двух корпусов. Нужны похожие деревья. Потом лошадями вывозим их.

— Требует ли лодка какой-то первичной проверки на воде?

— Нет, не требует. У меня тут и реки нет. Зачем река-то? Река должна быть в мозгах. А каждый выезд на речку должен быть как праздник. Раньше тут была речка, но пересохла. Я сейчас живу на ямской станции, именно на этом месте стоял дом смотрителя, тут меняли лошадей. У корабля должна быть не река, но должна быть душа, это главное. Раньше душой было мощное животное, буйвол или кабан. Убивали их, чтобы душа перешла в корабль. Считалось, что кровь перейдет в судно. Были и человеческие жертвы, но человек должен был сам хотеть этого. Вот такие страшилки.

— В вашем доме помимо кораблей и лодок много других деревянных предметов…

— Я много чего делаю, вот пушки деревянные собрал. Настоящую пушку если отливаешь, надо ставить на учет, а эта деревянная, просто пугач, но всем нравится. Я делаю пушки в подарок друзьям. Мы пуляем, людям нравится. Есть во дворе катапульта, экспериментирую и с ней тоже. Кузнец знакомый вот заказал блоху деревянную, чтобы ее подковать. Надо сделать чем меньше, тем лучше. Я еще рисую ее пока. Нужно, чтобы в голове блоха созрела, прорисовать ее, а потом только делать. Но самое главное, дом новый строю, хочу здесь музей сделать, думаю, что люди по пути в Кириллов будут ко мне заезжать. Ты постоянно должен что-то новое показывать, а я это умею.


Андрей Ненастьев